Екатерина II - женщина и политик.
Екатерина II — Женщина и Политик
В эту часть Зимнего дворца, юго-восточный ризолит обычно не доходят туристические потоки. Здесь когда-то располагались жилые покои императорской семьи.
Рассказ возвращает нас в XVIII век, век Екатерины Великой. Вот худенькая принцесса София Фредерика из второсортного немецкого княжества трясется по зимней дороге. Ее выбирает для наследника российского престола императрица Елизавета, руководствуясь, возможно воспоминаниями юности о женихе Карле, дяде Софии, неожиданно умершем от оспы. А, скорее всего, как выразился саксонский посланник Пецольд: «Нашли самым лучшим,- писал он,- избрать в невесты великому князю такую невесту, которая была бы протестантской религии и хотя она знатного, но столь малого рода, дабы ни связи, ни свита принцессы не возбуждали особенного внимания или зависти здешнего народа».
Будущая императрица оказалась при русском императорском дворе. При блестящем дворе императрицы Елизаветы Петровны. Ее выносливость вызывает восхищение даже у матери. Ни разбитые русские дороги, ни холодный климат не могут вызвать у нее даже тени усталости. Из письма Иоанны-Елизаветы супругу принцу Христиану-Августу от 8 октября 1744 года из Москвы: «Она в состоянии все перенести, и никто не может Ей вредить, а то, что у других называется утомлением, укрепляет напротив, Ея здоровье и придает Ей новую прелесть».
А чего стоили бесконечные празднества, приемы и балы, когда было «необходимо подчиниться тягостной придворной жизни, ибо надо привыкнуть стоять по 4 или 5 часов и целый день на ногах, и видеть людей, не говоря о многочисленных других обстоятельствах, хотя связанных с почестями и приятностями, но все-таки полных беспокойства». Единственная вещь, которая поначалу угнетала немецких родственников –это богатство и роскошь елизаветинского двора. Иоанна – Елизавета советует мужу, на скорый приезд которого они рассчитывают, приодеться: «В твоем мундире тебе невозможно здесь показаться. Ты должен шить себе несколько очень богатых костюмов из парчи и взять материи с собою, чтобы шить здесь новые костюмы…Надо привезти большой запас подарков, преимущественно осыпанных драгоценными камнями».
Положение немецких родственников при императорском дворе – довольно сложное, это бедные родственники, рассчитывающие на всевозможные выгоды от близости к трону. Только-только у Екатерины появились первые деньги и драгоценности, полученные ею после крещения в православие (28 июня) и обручения с великим князем, в письме от 5/16 июля она предлагает отцу деньги на лечение брата. Екатерина становится русской, постепенно порывая с бедными немецкими родственниками. Последней нитью, связывающей ее с родиной и семьей, была мать. И это было последнее унижение Екатерины, когда после смерти матери, она просит Елизавету Петровну дать денег для выкупа писем и личных вещей последней во избежание позора.
Драматические первые годы пребывания в России, сложные взаимоотношения с супругом Петром отшлифовывали ее характер и закаляли волю. Это потом, много лет спустя Петр предстанет в ее мемуарах, как сумасшедший мальчишка, небольшого ума и опасный политик. А в самом начале своего пребывания в России она сделала все, чтобы ему понравиться, их отношения были отношениями двух детей во враждебном и чуждом им окружении.
И вдруг перед нами иная Екатерина — императрица, мудрая правительница, с ее амбициозными греческими проектами создания второй Византии, невероятными политическими притязаниями и перепиской с великими французскими философами — просветителями. Екатерина, которая умело балансирует, привлекая и обольщая спесивое столбовое дворянство, даруя, покупая, подкупая ведет свою, одной ей понятную игру.
Она уверенно заявляет, что Россия европейская страна и пытается воспитать идеальных граждан. Она осторожна и осмотрительна и, вместе с тем может решиться на невероятно смелы и дерзкий шаг.
Ее век заслуженно вошел в историю как «век Екатерины».